ПРОЕКТНАЯ ПЛОЩАДКА — 2022
«Кейс – фестиваль»
Метод решения кейсов как инструмент вовлечения учащихся в предпрофессиональную подготовку.
Направление работы: развитие способностей детей через реализацию программ дополнительного образования
Информация о руководителе проектной площадки
Фамилия, имя, отчество руководителя: Юнушева Екатерина Валерьевна
Должность руководителя: учитель русского языка и литературы МБОУ Школа № 29 г.о. Самара
Команда проектной площадки: Юнушева Екатерина Валерьевна, учитель русского языка и литературы; Широнина Елена Леонидовна, учитель изобразительного искусства, Мазнова Анна Сергеевна, учитель истории и обществознания.
Описание проекта
Дополнительное образование детей – социокультурный образовательный феномен, обладающий уникальными возможностями в развитии и воспитании детей. В Концепции развития дополнительного образования оно позиционируется как социокультурная практика, мотивирующая к познанию, творчеству, труду, спорту, как инструмент формирования ценностей и мировоззрения подрастающего поколения, как основа непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности. Значимость и масштабность этих задач обусловливает обращение педагогических коллективов к современным интерактивным методикам и технологиям, обеспечивающим развитие личности ребенка, в число которых входит и кейс-метод. Несмотря на более чем столетнее использование кейс-метода в практике образования, он рассматривается как современный педагогический инструмент, способствующий развитию критического мышления учащихся, приобретению опыта решения проблем, формированию коммуникативных навыков, навыков работы с информацией и пр.
В результате реализации проектной площадки будут созданы методические кейсы для дополнительных программ профориентационной направленности.
Постановка проблемы:
Одной из дополнительных возможностей для ведения предпрофильной подготовки выступают использование ресурсов дополнительного образования для организации кружков, клубов, студий, в целях профессиональной ориентации школьников, «приближения» их к возможному выбору профиля, удовлетворению их индивидуальных образовательных интересов».
Однако, как показывает практика, потенциал систем дополнительного образования, существующих во многих общеобразовательных школах, недостаточно используется или вовсе не используется в целях предпрофильной подготовки учащихся основной школы. Это во многом связано с неразработанностью научно-теоретических основ интеграции дополнительного образования в систему предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Главной целью дополнительного образования в настоящее время, как и в прежние эпохи, является стремление к формированию гармоничной, всесторонне развитой личности, при условии свободного выбора занятий, соответствующих внутренним склонностям.
Дополнительное образование способно существенно более успешно, чем базовое, решать задачи социализации детей. Это связано с тем, что дополнительное образование осуществляется на основе субъектной позиции ребенка в образовательной деятельности не только в отношении организации ребенком собственного обучения (включая целеполагание и планирование, самоконтроль и самооценку), но и в отношении самостоятельного выстраивания коммуникативных связей с другими субъектами дополнительного образования, презентации перед ними творческих результатов.
Наиболее эффективным для вовлечения в предпрофильную деятельность является метод кейса. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах. Соответственно, решить кейс — это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение. Врач решает кейсы каждый раз, когда ставит пациенту диагноз и назначает лечение. Юрист решает кейс, разбираясь в перипетиях дела и предлагая клиенту наилучший выход. Менеджер решает кейсы на всех этапах бизнес-процесса: какой продукт запустить, где его продавать, как привлечь покупателей, каких поставщиков и партнеров выбрать.
Несомненным достоинством метода кейса является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей обучающихся, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.
Ряд педагогических особенностей дополнительного образования, его потенциал в плане обеспечения условий для социализации личности подростка и подготовки его к осознанному жизненно-профессиональному выбору, с учетом его индивидуальных способностей и склонностей, позволяет выдвинуть гипотезу об оптимальности дополнительного образования в школе как средства решения задач предпрофильной подготовки с использованием кейс-метода.
Цели проекта:
Разработать методические рекомендации использования кейсов, способствующих успешному овладению курса и оказывающих помощь в профориентации обучающихся, в системе дополнительного образования.
Задачи проекта:
- Научить обучающихся применять теоретические знания к решению практических задач.
- Организовать деятельность по обеспечению более эффективного усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия обучаемых.
- В результате применения метода решения кейсов дать обучающимся не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.
Основные (ключевые) мероприятия в рамках проекта
Разработан пополняемый банк заданий.
https://docs.google.com/document/d/1WGzzLNPtWo5IdW1BMz7Yw0z136ACfDvnyWciwlO1UDQ/edit?usp=sharing